Барекендан , Глупец — сказки Ованеса Туманяна

Задачи:

Найти история написания сказок, сравнить сюжеты, композиции, героев, художественные средства сказок.

 

(Барекендан — название армянского народного праздника проводов зимы (у русских — масленица. Пер.))
Жили-были на свете муж да жена. Жили они не в ладу, не по душе были друг другу.
Муж жену честил дурехой, жена его обзывала дурнем, и не прекращалась у них свара.
Как-то купил муж на рынке несколько пудов масла и риса, нанял носильщика и доставил домой.
Обозлилась жена на него:
— Небось не веришь, когда тебя дурнем называю, а вот подумай, к чему нам столько масла да рису? Ты что, поминки по отцу справлять собираешься или же свадьбу сына играть?
— Слушай, жена, — о каких поминках, о какой свадьбе ты болтаешь?! Возьми да прибереги — я это купил для Барэкендана.
Успокоилась жена, унесла припасы в чулан.
Время идет. Жена ждет, ждет, а Барэкендан все не приходит. Сидит она однажды перед дверью и видит: шагает по улице человек, куда-то торопится… Присмотрелась она к нему, окликнула его:
— Братец, а братец! Остановись-ка… Остановился прохожий.
— Скажи-ка, братец, не ты ли будешь Барэкендан?
Смекнул прохожий, что у женщины в голове заклепки не хватает, и подумал: «Скажу-ка ей, что это я… Погляжу, что-из этого выйдет».
— Правильно, сестрица, я Барэкендан. Хочешь сказать мне что-либо?
— А хочу я сказать тебе, что не нанимались мы твое масло да твой рис хранить! Хватит с нас, что столько времени хранили… Стыда у тебя нет, что ли?! Почему не забираешь свое добро?
— Зря, сестрица, ты сердишься — я и пришел за своим добром: разыскивал ваш дом, все не находил…
— Ну, заходи же, забирай!
Зашел прохожий, забрал припасы, взвалил себе на спину, да как припустит по дороге — пятками к этому дому, лицом — к своему селу!.. Вернулся домой муж той женщины, а она ему говорит:
— Да, зашел сегодня Барэкендан твой. Всучила я ему, наконец, его добро!
— Какой барэкендан, что за добро?
— Да масло с рисом, что ты принес… Понимаешь, увидела я, как он по улице идет, наш дом ищет. Зазвала я его, отругала, заставила забрать рис да масло.
— Вай, да разрушится дом твой, безмозглая женщина! По какой дороге он ушел?
— В-о-о-н по той…
Вскочил муж на коня, поскакал догонять Барэкендана.
Идет Барэкендан по дороге, все оборачивается. Увидел, что скачет по дороге верховой и догадался — гонится за ним муж обманутой женщины.
Поравнялся с ним всадник и говорит:
— Добрый день, братец!
— Да будет он добрым для тебя!
— Не обогнал ли тебя недавно один человек?
— Обогнал.
— Нес он что-нибудь на спине?
— Как же, нес.
— А… вот его-то мне и надо! Давно ли это было?
— Да уж немало времени прошло.
— А догоню я его, если пущу коня вскачь?
— Где тебе его догнать?! Ты же на коне, а он — пеший… Пока твой конь четырьмя ногами переберет — раз… два… три., четыре… — тот человек на своих на двоих как засеменит: раз-два, раз-два! Сразу опередит тебя — только его и видели!..
— Что ж мне делать-то?
— Да только одно и остается: сойди с коня — я за ним присмотрю, — а сам беги за ним пешком, может, и догонишь.
Спешился муж дурехи, оставил коня у прохожего, а сам пустился пешим догонять вора. А Барэкендан подождал, пока он скрылся из виду, навьючил ношу на коня, вскочил на него и, свернув с дороги, принялся нахлестывать коня.
Бежит по дороге муж дурехи, бежит и, поняв, что не догнать ему вора, останавливается, идет назад. Возвращается и видит, что потерял и коня…
Вернулся он домой, и снова вспыхнула свара; муж корит жену за масло да рис, та его — за коня.
Так до сих пор и идет у них перебранка: муж жену честит дурехой, та его обзывает дурнем, а Барэкендан слушает да посмеивается.

Глупец 

Жил некогда бедняк — сколько ни трудился, сколько ни мучился, а все прозябал в нужде.
И до того он отчаялся, что однажды решил, пойду, дескать, поищу бога да разузнаю, скоро ли выбьюсь из нужды, а заодно и попрошу чего-нибудь.
Встретился ему по дороге волк.
— Здорово, братец человек, куда путь держишь? — спросил волк.
— Хочу дойти до бога, — ответил бедняк, — горем своим поделиться.
— Ну, коли дойдешь до него, — говорит волк, — скажи: так, мол, и так, один голодный волк день-деньской рыщет пo горам и долам, а поживиться нечем. Спроси, доколе ему сносить голод — раз уж создал ты его, изволь кормить.
— Ладно, — сказал человек и пошел дальше. Долго ли шел он, коротко ли, встретилась ему красивая девушка.
— Куда путь держишь, братец? — спрашивает.
— Хочу дойти до бога.
— Коль скоро увидишь его, — взмолилась красавица, — скажи: так, мол, и так, одна девушка, молодая, здоровая, богатая, не знает в жизни радости — как ей быть, как найти счастье?
— Скажу, — пообещал путник и пошел дальше. Встретилось ему дерево — иссохшее, хоть и стояло на берегу пруда.
— Куда путь держишь, странник? — спросило иссохшее дерево.
— Хочу дойти до бога.
— Замолви ему и за меня словечко, — попросило дерево. — Скажи: так, мол, и так, растет дерево на берегу прозрачного пруда, а сохнет и зимой и летом — когда ж оно зазеленеет?
Выслушал это бедняк и пошел дальше.
До той поры шел, покамест не отыскал бога. Бог восседал под высоким утесом в образе седоволосого старца.
Предстал бедняк перед ним и поздоровался:
— Добрый день.
— Доброго здоровья, — ответил бог. — С чем пожаловал?
— С тем пожаловал, чтобы ты всех людей одарял поровну, а не как сейчас: к одним благоволишь, о других и не вспоминаешь. Столько я маюсь, столько пота лью, а все с хлеба на воду перебиваюсь. Иные же и вполовину моего не работают, а живут припеваючи.
— Ну, ступай, теперь разбогатеешь, — сказал бог.- Дам я тебе удачу, иди блаженствуй.
— Вот еще что, господи, — сказал бедняк и поведал о жалобах голодного волка, красивой девушки и иссохшего дерева.
Бог дал на все ответы, бедняк поблагодарил его и отправился восвояси.
На возвратном пути встретилось ему иссохшее дерево.
— Что сказал про меня бог? — спросило дерево.
— Сказал, под тобою золото, оно не дает корням уйти в землю. Покуда это золото не выроют, тебе не зазеленеть.
— Так куда же ты? Отрой золото — и тебе будет хорошо, и мне. Ты разбогатеешь, а я зазеленею.
— Недосуг мне, я спешу, — ответил бедняк. — Бог дал мне удачу. Надо поскорей отыскать ее, да и блаженствовать.
Потом встретилась бедняку красивая девушка и стала у него на пути.
— Какую весточку мне принес?
— Бог сказал, найди хорошего человека и заживи с ним в любви и согласии. Тогда и перестанешь грустить, будешь веселой и счастливой.
— Коли так, ты и стань для меня этим человеком, — попросила девушка.
— Недосуг мне с тобой оставаться, бог дал мне удачу. Надо поскорей отыскать ее, да и блаженствовать, — сказал бедняк и заторопился.
На дороге дожидался странника голодный волк. Как увидал его издали, так и кинулся навстречу.
— Ну, что сказал бог?
— По дороге к богу мне, братец, встретились еще красивая девушка и иссохшее дерево. Девушка спросила, отчего нет у нее в жизни радости, а дерево — от чего оно вечно сухое? Поведал я об этом богу, он и говорит: девушке накажи, пускай найдет себе хорошего человека, тогда и станет счастливой, а дереву накажи под ним золото, оно не дает корням уйти в землю, как выроют это золото, так и зазеленеет. Передал я им божий наказ, дерево и говорит: вырой, мол, золото и за бери себе, а девушка: ты, мол, и есть мой избранник. Я им отвечаю: нет, милые, мне не до вас, бог дал мне удачу, надо поскорей отыскать ее, да и блаженствовать.
— А мне-то бог что наказал? — спросил волк.
— Велел передать: будешь рыскать голодным, доколе не сыщешь глупца. Как съешь его, станешь сыт.
— Где ж мне сыскать человека глупее тебя? — сказал волк и съел дуралея бедняка.

Рассмотрим “Глупца”- человека. На мой взгляд, просто абсурдно, что мог найтись человек, который отказался бы приобретать золото, жениться на ” здоровой, красивой” девушке (хотя это не так уж абсурдно).

То же самое можно сказать и о мужчине и женщине из «Барекандана». когда женщина не знает, что значит “Барекендан” и думает, что это мужчина. Когда мужчина считает, что идти пешком быстрее, чем идти на лошади. Задача автора представить, что в самых простых вещах человек доверяет другим больше, чем себе, своему опыту. Это абсурд. Человек считает всех вокруг глупыми, но не видит степени собственной глупости. Человек полагается на удачу, данную Богом, он не хочет ни найденного клада, ни рассчитанной женитьбы, а вот смотри, что берет и становится уделом волка. Абсурд – это жизнь, которую Туманян выражает через сказки. Почти все работы Туманяна актуальны и в наши времена. . В жизни можно увидеть ряд людей, которые живут человеческой “глупостью”) почти так же глупы и наивны, как и во времена Туманяна.


     

Թողնել պատասխան

Ձեր էլ-փոստի հասցեն չի հրատարակվելու։ Պարտադիր դաշտերը նշված են *-ով